sirium.ru

Рыбаков христианство и язычество

Предисловие. > Рыбаков Б.А. Христианство и язычество. Клерикальные историки резко противопоставляют христианство язычеству и обычно делят историю каждого народа на два периода, считая рубежом принятие христианства. Рыбаков Б.А. Христианство и язычество Клерикальные историки резко противопоставляют христианство язычеству и обычно делят историю каждого народа на два периода, считая рубежом принятие христианства.

При осуществлении религиозной реформы Владимира идол Рода мог быть заменен Перуном; оба они были прямо связаны с небом. Однако нам известна еще одна языческая триада, в которой обе рожаницы представлены не нарицательно, а под собственными именами: Лада Lado, Alado и Лели Ileli, Heli Но мужское божество здесь не Род, а некий Jassa, Jesse, в латинской транскрипции которого явно ощущается связь со славянским обозначением змея jaze или ящера см. Еще раз напомню архаичную игру в Яшу-Ящера, воспроизводящую человеческие жертвоприношения на берегу реки или озера. Убедительным подтверждением связи перынского архаичного комплекса с рожаницами является то, что одно из боковых капищ северо-восточное перекрыто христианской церковью Рождества Богородицы. А именно в праздник рождества богородицы 8 сентября или на следующий день русские люди, давно принявшие крещение, устраивали "вторую трапезу" в честь рожаниц! Еще в XIV в. Другой церковный автор возмущался: При таком устойчивом слиянии празднования рождества богородицы, являвшегося по существу праздником урожая, с архаичной языческой трапезой в честь рожаниц, перынская церковь Рождества Богородицы оказывается прекрасным определителем сущности того культа, которому было посвящено капище, на месте которого воздвигнута эта церковь.

Существующий каменный храм построен в г. На месте капища Перуна мог бы быть христианский храм пророка Ильи, но этот, извне привнесенный государственной властью, языческий культ существовал в Новгороде только 8 лет и при замене языческих храмов христианскими во внимание не был принят Может быть, там был какой-то местный идол Перуна? Среди новгородских баснословий о давних языческих временах особый интерес представляет легенда, занесенная в "Цветник" г. У нее есть некоторые общие черты с известным рассказом "Иоакимовской летописи" приход словен и русов из скифских земель, постройка городовно главное внимание в этой легенде обращено не на княжеские дела Буривой и Гостомысл Иоакимовской лет. Особый интерес для нашей темы представляет связь бога-крокодила с Перынью.

  • Язычество Древней Руси (Рыбаков Б.А.)
  • Два племенных вождя -- Словен и Рус -- покинули со своими племенами старые земли в "Скифенопонте" и начали искать во Вселенной "места благопотребна", "яко орли острокрилатии перелетаху сквозе пустыня". Через 40 лет блужданий они достигли великого озера, названного в честь сестры Словена Илмеры. На берегу Волхова "зовомого тогда "Мутная" был построен город Словенск Великий "а иже ныне -- Нов град". Далее легенда излагает древний миф, перепутанный с отрывками рассказа о Перуне: И непоклоняющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше. Сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаянного того нарицаху и "Грома" его или "Перуна" нарекоша белорусским бо языком гром "перун" нарицается ". Здесь уже начинается путаница, совмещение архаичного слоя о водяном божестве, "залегающем в реке Волхове", и слоя гг. О сем окаянном чародеи и волхве -- яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтании бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову извержено на брег против волховного оного городка, иже ныне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех убо днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово. И могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы тоя стоит не наполняйся" В противоположность свергнутому идолу Перуна, естественно плывшему по Волхову вниз по течению Перынь -- Великий мост -- Пидьба севернее Новгородаэтот загадочный "крокодил", во-первых, был удавлен в реке, а во-вторых, волшебной силой он был несен по Волхову вверх по течению и был извержен на берег у подножья перынского священного городка, поставленного им самим для языческих священнодействий.

    Христианство и язычество — Славянская культура

    Обитал бог Волхова где-то в реке, очевидно ниже Новгорода "Словенска Великого"а святилище его, совмещенное в легенде с его могилой, находилось у самого истока реки, близ Ильменя-озера, как бы объединяя воды озера с водами вытекающей из него реки. Лицо, записавшее это интереснейшее новгородское предание, плохо справилось с согласованием сведений о Перуне память о котором осталась в топониме "Перынь"с древним мифом о боге Волхове. Из этой записи предания совершенно ясно, что ритуальность Перыни была хронологически двойственной: Предание же знакомит нас с тем, что предшествовало действиям Добрыни в г. Это урочище на холме, как бы разделяющем озеро и Волхов, было в древности посвящено богу реки Волхова. Архаичный сюжет о речном божестве-ящере "коркоделе" известен по русской вставке в перевод "Беседы Григория Богослова об испытании града" по списку XI в. Это поучение против язычества по своему духу близко к "Слову о ведре и казнях божиих", включенному в летопись под г. Русская вставка в текст греческой "Беседы" начинается там, где речь идет о рыболовстве и связанных с ним магических обрядах " Ов некто, некоторый пожьре неводу своему, имъшю мъного благодарственная жертва за богатый улов.

    Ов не сущим богом жьрет и бога створышаго небо и землю раздражаеть. Ов реку богыню нарицаеть и зверь, живущъ в ней, яко бога нарицая, требу творить" В этом дополнении к "Беседе Григория Богослова" русский может быть, конкретнее -- новгородский? Рукопись, содержащая предание о боге Волхове, почти одновременна пребыванию Адама Олеария в Новгороде. Путешественнику сообщили стандартную летописную версию. В "Цветник" же попал, очевидно, какой-то фольклорный материал, производящий впечатление глубокой архаики. Главной своей частью предание тесно соприкасается с новгородским циклом былин о Садке. Былины о Садке содержат два исторических слоя: Эту двуслойность былин о Садке хорошо определил еще Н. Миф о Садке, вероятно, один из самых общих" Более поздний слой хорошо связывается с конкретным историческим лицом XII в.: На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии" История Новгорода, Пскова и Вятки во время удельно-вечевого уклада. Местоположение её точно определяется другой летописной записью о сгоревшей деревянной церкви Софии, находившейся "конець Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом" там же, с. Церковь Садка Сытинича служила важным топографическим ориентиром и указана в "Уставе о мостех" е гг.

    Около этой церкви произошло столкновение князя Всеволода Мстиславича с новгородцами Софийской стороны, защищавшими посадника Твердислава в г. Вот с этим купцом или торгующим боярином он назван по отчеству и можно сопоставить то торгово-экспедиционное начало, которое так устойчиво в былинах о Садке. Когда-то, примерно в XIII -- XIV вв. Былины о Садке, с. Это закономерно для эпохи расцвета боярско-купеческого слоя в XIV -- XV вв. Наибольшее количество поздних признаков упоминание Москвы, "царев кабак" находится в тех усеченных вариантах, где внимание уделено только торговой флотилии, которую удерживает морской царь, требуя выкупа -- человеческой жертвы. Обратимся к архаическому слою, к тому времени, когда "зверя, живущего в воде, богом нарицали": А как ведь во славноем в Новеграде, А и как был Садке да гусельщик -- от, А и как не было много несчетной золотой казны, -- А и как только ен ходил по честным пирам, Спотешал как он да купцей, бояр Ише был-жил Садко-новогородцькия, Он ведь сделал все гусельци яровцяты -- Он из хитрых же Садко да был хитер-мудер, Ен ходил-то все играл да все ко озеру Былина подробно, используя прием ретардации посредством повтора, рисует слушателям одинокую фигуру известного в Новгороде мудрого гусляра, сидящего на берегу Ильменя играющего на гуслях.

    А и пошел Садке ко Ильмень да ко озеру, А и как он садился на синь-горюч камень да об озеро, Ой, как начал играть во гусли во яровчаты Игра Садка произвела магическое действие: Но иногда вместо мужского олицетворения озера "дядя Ильмень" перед Садком появляется из глубин "царица Белорыбица" Водяное божество одобряет игру гусляра, благодарит за нее и одаривает музыканта, предрекая ему небывалый улов рыбы или же поимку рыб-золоты-перья, которые помогут ему перехитрить новгородских гостей и выиграть спор. Все предсказанное сбывается; гусляр становится самым богатым человеком в Новгороде.

  • Б. А. Рибаков Християнство і язичество | Справочник школьника - лучшие уроки по всем предметам sirium.ru
  • Игра на гуслях оказалась волшебным средством получения благ. Восточнославянское язычество накануне создания Киевской Руси и в его дальнейшем сосуществовании с христианством отражено в большом количестве материалов, являющихся источниками для его изучения. Это, прежде всего, подлинные и точно датируемые археологические материалы, раскрывающие самую суть языческого культа: Кроме того, это - находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов многообразные изделия прикладного искусства, насыщенные архаичной языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют женские украшения, часто являющиеся в погребальных комплексах свадебными гарнитурами и в силу этого особенно насыщенные магическими заклинательными сюжетами и амулетами-оберегами. Своеобразным, но очень плохо изученным остатком языческой старины являются многочисленные названия урочищ: Очень важным источником являются свидетельства современников, занесенные в летописи или в специально написанные поучения против язычества. По поводу последних следует сказать, что они сильно отличаются от сведений современников о западных славянах. На запад, в земли балтийских славян, ехали миссионеры с заданием окрестить местное население и приобщить его к пастве римского папы.

    Рассказы католических епископов о славянских языческих храмах и обрядах являлись своего рода отчетностью перед римской курией об успехах их апостольской деятельности. Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Будто бы Владимир узаконил даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно было придать их культу трагический, но в то же время и очень торжественный характер. Культ Перуна, главного бога дружинной знати, был установлен Добрыней и на северной окраине Руси, в Новгороде. Вокруг идола Перуна там горело восемь неугасимых костров, и память об этом вечном огне сохранялась у местного населения вплоть до XVII в. Хоре и Даждьбог — оба одинаково означают бога солнца. На основании этого ученые делают вывод о том, что Владимир в своем языческом пантеоне объединил богов различных племен. Если Даждьбог и Стрибог были славянскими божествами, то Хоре, возможно, являлся богом Солнца у южных племен, где была сильна скифо-аланская примесь; этим же племенам, по всей вероятности, принадлежал и Семаргл, божество подземного мира, где находятся кости предков и корни, питающие растения.

    Мокошь или Макошь была единственным женским божеством в этом пантеоне и, очевидно, олицетворяла собой женское начало природы и женскую часть хозяйства стрижку овец, прядение. Попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали даже самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога. В Киеве давно уже было известно христианство и его основные догматы, так хорошо приспособленные к нуждам феодального государства. Первые сведения о христианстве у русов относятся к —м годам. Ильи, христианского двойника Перуна. Ко времени Святослава и Владимира уже существовала значительная христианская литература в соседней Болгарии, написанная на языке, вполне понятном для всех русских. Но киевские князья медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Владимир I вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и отсюда уже диктовал свои условия императорам. Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне и принять христианство. Ни о каком вассалитете в таких условиях не могло быть и речи.

  • Рыбаков Борис. Язычество Древней Руси (стр. 60) - sirium.ru
  • Владимир крестился сам, крестил своих бояр и под страхом наказаний заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде тот же Добрыня, который учреждал там культ Перуна, теперь крестил новгородцев огнем и мечом. Формально Русь стала христианской. Язычество слилось с христианством. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи — епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополит и епископы владели землями, селами городами; у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство, при помощи которого властно и бесцеремонно вмешивалась в семейную интимную жизнь, в образ мысли и нормы поведения людей. В городах в XI— XII вв. Пышность богослужения должна была воздействовать на умы простых людей. Но долго еще церковники жаловались на то, что их храмы пустуют: Если же позовут в церковь, то мы позевываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: Все средства искусства были использованы церковью для утверждения своих взглядов на жизнь и общественную структуру. Кисть художника рисовала безобразных чертей, хватающих грешников и бросающих их в печь, пронзающих крючьями, рвущими грязными когтями их тела… Стройное пение и торжественное театрализованное богослужебное действо должны были показать другой, праведный полюс христианского мира.

    Архитекторы стремились вознести церковные здания над хижинами и хоромами, так чтобы именно церкви создавали архитектурный ансамбль города. Утверждая свое искусство, церковь постоянно обрушивалась на светские забавы интересы: Или сколько было апостолов и пророков? Не знают они этого и не ответят вам. А вот если речь зайдет о лошадях или о птицах или о чем-либо другом, то тут они — философы, мудрецы! По идее монастырь — добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду, без племени и выходцами из боярской или купеческой среды. Высшие церковные власти — епископы и митрополит могли выбираться только из среды монахов, которых в отличие от обычных попов и дьяконов называли черным духовенством. Некоторые центральные монастыри вроде Киево-Печерского основанного в середине XIв. Богатая хозяйственная жизнь монастырей и наличие в них аристократической прослойки, избавленной как видно из позднейших данных от черной работы, заставляли администрацию принимать меры для создания такой декоративной завесы, которая прикрыла бы собой классовую сущность монастыря и отвлекла бы внимание горожан и крестьян. Сохранился рассказ об одном таком юродивом Исаакии, жившем в Печерском монастыре в —е годы.

    К началу XIII в. Его учение было близко к учению западноевропейских вальденсов, выступавших против духовенства. Смоленский епископ, игумены и попы повлекли Авраамия на суд, поставили мечников на дороге, чтобы никто не приходил к нему. Предлагались различные виды казни: С одной стороны, несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Несомненна и ее положительная роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей. Но надо помнить, что русский народ дорогой ценой заплатил за эту положительную сторону церкви: Русские люди не были так религиозны, как это пытаются изобразить церковные историки, но все же религиозная идеология была препятствием на пути к свободному миропониманию. Тема славянского, в частности восточнославянского язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще иными факторами: Это, естественно, не способствует повышению объективности получаемых результатов. Впрочем, подобная ситуация не уникальна.

    Изучение язычества в дореволюционной России находилось под довольно солидным прессом государственной религии. Причем духовная цензура в то время превосходила по жесткости своей цензуру светскую. Тем не менее нельзя не отметить, что повышенный интерес к языческой проблеме привел к появлению огромного количества работ, в которых она исследуется с привлечением самого разнообразного материала и на самых разных уровнях: Даже для специалиста ориентация в этом массиве изданий — дело далеко не простое. Не претендуя на исчерпывающие характеристики, попытаемся наметить здесь некоторые ориентиры. Византийский император рассматривался как представитель самого бога на земле. Пышный и величественный церемониал богослужений был направлен на освящение существовавших классовых порядков. Церковное помещение обычно было поделено на два яруса: Христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только теми чертами классовой идеологии, которые наслоились за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян или их соседей.

    Христианские миссионеры, шедшие к славянам или германцам, не создавали ничего принципиально нового; они приносили лишь новые имена для старых богов, несколько иную обрядность и значительно более отточенную идею божественного происхождения власти и необходимости покорности ее представителям. Мировоззрение же миссионеров не отличалось от мировоззрения языческих жрецов, колдунов и знахарей. На корабле, плывшем по голубым волнам Эгейского моря, какой-то русский книжник XII в. Нашему путешественнику были знакомы и древний египетский культ Озириса, и учение Магомета в арабских землях, и обычаи турок-сельджуков, и необычная для русского уха музыка органов в католических храмах крестоносцев. Быть может, изобилие руин античных языческих святилищ, встреченных во время плавания, и вдохновило неизвестного автора на такую тему, как сопоставление славянского язычества с другими древними религиями. Исключительный интерес представляет та периодизация истории славянских верований, которую предложил этот умный и образованный писатель:.

    Впоследствии славяне стали молиться главным образом Перуну сохраняя веруй в других богов. Одухотворение всей природы и деление ее на доброе и злое начала — это очень древние представления, возникшие еще у охотников каменного века. Против упырей применялись различные заговоры, носились амулеты-обереги; в народном искусстве сохранилось много чрезвычайно древних символов добра и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище, древний человек думал, что знаки добра, обереги, отгонят духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растения, женщины, цветка. Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, несомненно связан с земледелием и действительно отражает более позднюю ступень развития человечества — неолит, энеолит и последующее время. По всей вероятности, многочисленные глиняные фигурки женских божеств иногда с зернами в составе глинышироко известные в раннеземледельческих культурах, являются изображениями этих рожаниц. Позднее, уже после крещения Руси, рожаниц приравнивали к христианской богородице.

    Полезная программа для работы с множеством окон Копирайтинг, копирайт и копирайтер Плюсы и минусы сканированого контента Копирайт и рерайт - мухи и котлеты Стандартный путь будущего копирайтера Я могу писать, а Вы будьте моим Боссом! Где заканчивается рерайт и начинается копирайт Создание контента для сайтов Варианты работы с текстом как вид профессии Постинг между тостингом и кофестингом Статьи на продажу или для своего сайта? Места для посещения в Германии: Великолепный отдых в Греции. Греция Хорошо ли жить в Китае? Христианство видит в Неопалимой Купине прообраз Богоматери, родившей Иисуса Христа. Иеромонах Филадельф говорил о ней, что она могла "Своей чистотою привлечь, принять, вместить, удержать Божественную молнию, не быв опалена огнем Божества Снова заметно наличие темы присутствия Бога, причем темы, раскрываемой в весьма показательном контексте. Итак, Агни, которого индоарийские мыслители часто представляли всеобъемлющим началом мироздания и Светом внутри людей видимый свет символизирует Чистое Бытие, энергии Абсолюта однозначно связан с "идеей" соединения Божественного и человеческого, присутствием Божества, актуализации Великой Оси, потока нетварных энергий. И этимологическое соответствие только подчеркивает определенную общность двух сакральных доктрин. Особого разговора в рамках нашей темы заслуживает высшая древнеславянская теология, вернее, представления наших далеких предков об Абсолюте, его онтологических и этических "аспектах".

    Мы беремся утверждать, что славяне-язычники создали самую развитую теологическую систему из всех индоевропейцев, причем систему, максимально близкую к православному мистическому богословию, дошедшему до вершин запредельного, антиномистического осмысления Абсолюта.

    рыбаков христианство и язычество

    Оно выделило в нем непознаваемую сущность "усию"по которой едины три абсолютно различные хотя и равноценные ипостаси "лики" — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Троическое богословие преодолевает и политеизм, и монотеизм, и даже их сочетание, характерное для развитых языческих доктрин, таких как индуизм, неоплатонизм и гностицизм. Лосский, — не единично, и не множественно". Согласно ему, само число "три" как бы преодолевает и единицу, и двоицу начало разделения, множественности. Так возникает абсолютно запредельный образ Бога. При этом наблюдается некий "круговорот": Разделение же сущности Бога и ее энергии, осуществляемое без разделения несколько рационалистического самого Абсолюта на "качественный" и "бескачественный" подход, характерный для адвайта-ведантистов и неоплатониковтакже выражает сакральный антиномизм мышления: При этом православие не допускает какой-либо безличности в Абсолюте.

    рыбаков христианство и язычество

    Чистое Бытие, энергия сущности "Свет Фаворский", показанный Христом своим ученика на горе Фаворисходит от всех трех Лиц Святой Троицы. Сверх того, о непознаваемой "усии" сказано следующее: Василий Родзянко Теория распада вселенной и вера Отцов. Апофатический гнозис, его "философичность" в православии соединяются совершенно запредельно, антиномистически с ярко выраженным личностным подходом. Личностный подход приводит к созданию этической доктрины, настаивающей на четко выраженном противостоянии добра и зла. Но данное противостояние в православном богословии абсолютно лишено каких-либо дуалистических оттенков. Зло, в соответствии с учением Святых Отцов, есть движение воли человека к небытию не-сущему и поэтому само как бы не существует. Порождение "больной" воли, оно не может быть уравнено с Бытием и обречено, в конечном итоге, служить добру, то есть обращаться в добро промыслительным деянием Бога. Не случайно непосредственную борьбу с сатаной ведет архангел Михаил, архангел — предпоследний чин в ангельской иерархии. И тем не менее, зло чрезвычайно значимо для онтологической судьбы человека как реальность его личного выбора.

    Древние славяне соединили представление о "качественности" и "бескачественности" Абсолюта с мощной недуалистической религиозно-этической доктриной, подразумевающей четко выраженную персонификацию доброго и злого начал с онтологическим "ущемлением" последнего. Многие письменные источники древности обращают внимание на наличие у славян веры в Единого Бога. Византийский автор Прокопий Кесарийский заявлял: Тут утверждается знание славян о некоем едином боге, имеющего, однако, черты конкретного, "функционального" божества "творец молний". Скорее всего, Прокопий имел в виду славянского бога Рода, огромную роль которого в системе языческих воззрений славян вскрыл Б. Род, как и Перун, представлял собой божество, связанное с грозой, что видно хотя бы из этимологии "рдяный" — красный, "родиа" — молния. Однако, его "теологический статус" явно выше статуса Перуна "… Се же славяне, — уверяет "Слово об идолах", — начали трапезу ставити Роду и Рожаницам прежде Перуна Кроме того, корень "род" является чрезвычайно значимым в русском языке: И самое главное, славяне судя по данным древнерусских христианских текстов считали Рода творцом мира: На языке метафизики его можно назвать Чистым бытием, Проявлением непостижимой запредельности Абсолюта.

    Другие "функциональные" божества Перун, Сварог, Велес, Даждьбог, Хорс и т. Переписывались такие поучения вплоть до XVII в. Единственным заметным новшеством было прекращение трупосожжений.

    рыбаков христианство и язычество

    По ряду второстепенных признаков можно думать, что христианское учение о блаженном посмертном бытии "на том свете", как награда за терпение в этом мире, распространилось в деревне после татарского нашествия и в результате первоначальных представлений о неизбывности иноземного ига. Что касается христианизации русских социальных верхов, то нам, очевидно, следует внести некоторые поправки в установившуюся схему: Языческие верования, обряды, заговоры, формировавшиеся тысячелетиями, не могли бесследно исчезнуть сразу после принятия новой веры. Отмиранию язычества не содействовало то, что существенных, принципиальных отличий нового от старого не было: Поэтому перемена веры расценивалась внутренне не как смена убеждений, а как перемена формы обрядности и замена имен божеств. В новом духовенстве раздражало и возмущало противоречие между прописной моралью и реальным бытом, между показным аскетизмом и "сребролюбием" и чревоугодием "череву работных попов". Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений против язычества, и оно в XI - XIII вв. Во второй половине XII в. Церковь нужна государству как значительная идеологическая сила, подкрепляющая авторитет власти, объявляющая греховным всякое нарушение существующего порядка, как богоустановленного, но княжеско-боярские круги были крайне недовольны вмешательством церкви в их собственный традиционный быт. Примером могут служить воспетые былинами княжеские пиры, являвшиеся своеобразной "боярской думой", в которой некогда заседали и волхвы-волшебники.

    На этих пирах в урочные дни обязательной была мясная языческая ритуальная пища. Церковь запрещала её в постные дни. Конфликт с церковниками из-за "мясоядения" принял общерусские размеры. Объяснением возрождения язычества отчасти может служить оформившаяся с х годов кристаллизация полутора десятков крупных княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейся ролью местного боярства и более подчиненным положением епископата, оказавшегося в зависимости от князя. Бояре-вотчинники, владельцы нив, называвшихся "жизнью", по всей вероятности, разделяли народные прадедовские взгляды на аграрную заклинательную магию, главную часть язычества. Показателем возврата боярства в XII веке к прадедовским традициям является исследование Д. Крайневым погребения в белокаменном саркофаге, над которым был насыпан огромный языческий курган близ Старицы. Обновление язычества сказалось в зарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, в культе женского божества отдельного от богородицыв появлении скульптурных изображений божества света "Слово о посте…".

    Церковному стандарту противопоставлялось новое, эволюционирующее и поднимающееся на новую теологическую высоту язычество. Появляются летописцы, совершенно чуждые церковной фразеологии, церковному счету времени и самое главное - христианскому провиденциализму. Таков, например, киевский боярин Петр Бориславич, писавший в е годы.

    851
    26.01.2017
    Комментариев: 0
    • Прекрасно!


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.